Введение во храм Богородицы: что нужно знать о празднике?

Знаете ли Вы, в чем смысл праздника Введения? В каком веке он был установлен, и когда началось особое его почитание? И почему священник Захария позволил девочке войти в алтарь Иерусалимского храма? Об этом и не только мы расскажем Вам в нашем праздничном тексте.

В ЦЕРКОВНОМ КАЛЕНДАРЕ 

Праздник Введения относится к двунадесятым (входит в число 12 главных) праздникам и всегда выпадает на Рождественский пост. На трапезе в этот день разрешается рыба. На русском языке тропарь (песнопение в честь праздника) Введению во храм звучит так: «В сей день — предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!». В этот торжественный день священники одевают белые и голубые облачения, а на богослужении поется праздничный канон.

СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

4 декабря Церковь вспоминает день, в который праведные Иоаким и Анна привели Дочь, Пресвятую Богородицу, в Иерусалимский храм. Девочке на тот момент было всего 3 года. А родители своим действием исполнили обет перед Богом, посвятив Ему ребенка. Святая Дева проворно вбежала по ступенькам ко входу в храм под благословение священника, чем приятно удивила родителей. Было видно, что ребенок всем сердцем стремится к Богу и все понимает, несмотря на малый возраст.

Согласно преданию, на пороге храма Богородицу ждал священник Захария, отец Иоанна Предтечи. Он получил откровение от Бога и ввел Святую Марию во Святая святых – место, куда мог входить лишь первосвященник, да и то, один раз в году. С тех пор Богородица жила и служила при Иерусалимском храме до тех пор, пока ее не обручили с праведным Иосифом.

ИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ

Самые древние сохранившиеся источники свидетельствуют, что праздник отмечался Церковью в VIII веке. Хотя, согласно преданию, он был известен намного раньше. Например, равноапостольная царица Елена была устроителем храма, носившего название праздника. А в IV веке найдена информация о Введении в трудах Григория Нисского. Тем не менее, первые толкования на праздник принадлежат патриархам Константинопольским Герману и Тарасию, жившим в VIII-IX веках. Вплоть до XIV века праздник Введения не считался двунадесятым, хотя и начал торжественно отмечаться уже в IX столетии.

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ПРАЗДНИКА

Пресвятая Богородица неспроста сумела беспрепятственно попасть во Святая святых. Господь уже избрал Ее Вратами для Своего входа в мир людей. Надо ли говорить о том, что Свята Дева была чище ангелов, раз удостоилась такой чести? Иисус Христос не мог вочеловечиться через падшего представителя людского рода. Вся история еврейского народа в Ветхом Завете и есть приготовление к моменту, когда в среде праведников сможет появиться Дева, чистая и готовая дать жизнь Богочеловеку.

Верующие могут только восторженно из раза в раз наблюдать за событиями праздника, понимая, насколько чистой может быть человеческая душа. В русском народе до сих пор высоко благочестие, и мы с великим почтением относимся к нашим храмам. Иконостас алтаря скрывает от нас место, доступное для входа далеко не всем людям. Женщины не могут входить в это священное место, оно открыто и не всем мужчинам. Но случай с Пресвятой Богородицей показывает на примере отношения к святыне, насколько чистым может быть сердце Девы, что ей позволено было войти в алтарь и остаться там.

Вместе с тем, праздник Введения напоминает нам и наши первые шаги в храме. Когда-то родители принесли нас сюда для крещения или первого причастия. Спустя годы мы уже сами, самостоятельно и осознанно, стали посещать храм. Каковы были наши чувства? Как изменилось отношение к храму? Испытываем ли мы тот же благоговейный трепет или ходим по привычке, а чего хуже, когда нам что-то нужно от Бога?

Праздник напоминает нам о том, что нужно всеми силами стремиться к очищению сердца. Только чистая душа способна воспринять Бога и всегда с радостью желать встречи с Ним. В праздник Введения во храм Богородицы желаем Вам и Вашим близким обрести взаимопонимание с Богом, сохранить мир в сердце и бережно хранить чистоту, источником которой выступает наш Создатель.