Святыни собора

Список чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы

Иверская икона Пресвятой Богородицы, список которой находится в Спасском соборе, — великая святыня Иверского монастыря на Афоне, написанная по преданию самим евангелистом Лукой. Образ прославлен многочисленными чудесами. Чудесным было и явление образа на Святой горе – в XI веке, когда пронзенную копьем икону, спасенную от иконоборцев в царствование императора Феофила, на море, поддерживаемую огненным столпом, обнаружили монахи грузинского Иверского монастыря.

В 1874 году с Афона в Спасский собор Пятигорска был принесен список чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Надпись на ней гласит: «Икона сия писана и освящена на святой горе Афонской в русском святого великомученика и Целителя Пантелеимона монастыре, от коего и послана в Пятигорский соборный храм Христа Спасителя, исцеляющего, в благословение христолюбивым жителям, в благодатную помощь, покров и заступление всем, с верою и любовию прибегающим Всеблагой Владычице мира и умиленно молящимся к Ней перед Пречистым Ее образом. 1874».

В 1936 храм разрушили воинствующие безбожники, но Иверский образ Пресвятой Богородицы спасли благочестивые пятигорчане, и местом ее пребывания на многие годы стал Лазаревский храм.

В декабре 2012 года возрожденный Спасский кафедральный собор был освящен святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Встал вопрос о возвращении ему одной из главных святынь — спасенной в годы гонений чудотворной Иверской иконы. Образ особо почитался верующими, именно поэтому по благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, архиепископа Пятигорского и Черкесского, в соборе Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного у Овчей купели, был устроен Иверский предел. Для Лазаревского храма на святой горе Афон написан новый Иверский образ.

Днем возвращения чтимой иконы стало 9 марта 2014 года – день празднования Торжества Православия, установленного в воспоминание об утверждении на Седьмом Вселенском соборе церковного учения об иконопочитании.

От Лазаревского храма к Спасскому кафедральному собору с Иверской иконой Пресвятой Богородицы прошел многотысячный крестный ход. Украшенный цветами Образ Богоматери провезли по исторической части города на казачьих дрожках в окружении верховых казаков.

У Спасского собора святыню встречали архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, духовенство и прихожане, молившиеся за совершенной архиереем божественной литургией. На ступенях собора перед чтимым образом был совершен чин Торжества Православия. Затем икону внесли в храм на вечное пребывание.

В России Иверскую икону почитают как хранительницу и защитницу южных рубежей.

 

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Гос­пода, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воз­дыханию душ наших призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющих­ся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная мо­ления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Те­бе, о, Мати, всех скорбящих и обремененных! Помози нам, не­мощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь хри­стианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Дни церковного почитания Иверской иконы Пресвятой Богородицы – во вторник Светлой седмицы (обретение первообраза в море у горы Афон), 25 февраля (перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае в 1656 году), 26 октября (торжественная встреча и перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланной царю Алексею Михайловичу с Афона), 6 мая (второе обретение в 2012 году древнейшего московского образа Иверской иконы, когда Исторический музей передал его Русской Православной Церкви).

 

Частица Животворящего Креста Господня

Крест, на котором был распят Иисус Христос был обретен в 326 году святой равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме и был воздвигнут для поклонения. В то же время и было положено начало деления частиц Животворящего Древа.

Это величайшая святыня всего христианского мира, которая является символом победы над смертью и грехом. В нашем соборе хранится частица этой святыни. Она была передана в дар храму одной благочестивой христианской семьей.

Крест, Церкве Христовы красота и основание, всей вселенной — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение!

Дни особого почитания Креста Господня – 27 сентября (Воздвижение Креста Господня), третье воскресенье Великого Поста, 14 августа (Изнесение древ Креста Господня, медовый Спас).

 

Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

 

Частица мощей Святителя Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством — разрушал идолов и капища, и защитник христианства — обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода — своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах — точная дата неизвестна.

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах — точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие — ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию, а в Мирах осталась небольшая частица.

День памяти святителя Николая – 19 декабря. 22 мая установлен праздник в память о перенесении его мощей в город Бари.

 

 

Молитва Николаю Угоднику

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Благоверная княгиня Анна Кашинская

Воспевая русскую женщину, поэт Николай Некрасов написал свой знаменитый стих «Есть женщины в русских селеньях». Но, оказывается, классик не был первопроходцем, и первые подобные фразы можно встретить в церковных песнопениях, посвященных святым женщинам. Например – в каноне благоверной княгине Анне Кашинской, которую наша Церковь считает образцом женского мужества и стойкости.

Анна жила на рубеже XIII – XIV веков, во времена княжеских распрей и монголо-татарского ига.

Сначала она потеряла своего мужа – тверского князя Михаила, до этого умерли ее отец и малолетний сын, а потом погибли два других ее сына и внук. Пережив такое горе, другая женщина ударилась бы в уныние или хотя бы попыталась снова наладить свою личную жизнь. Но Анна отказалась от этих двух путей и посвятила себя Богу, окончив жизненный путь схимницей – монахиней с самыми строгими обетами.

Анна прославилась многими чудесами, но известна она больше тем, что сначала ее прославили как святую в 1649 году, но уже через 28 лет подвижницу лишили такой великой чести и признали предыдущую канонизацию ошибкой. Причиной столь громкого скандала стал старообрядческий раскол – святая умерла, когда на Руси крестное знамение совершали двумя перстами, и в гробу Анна лежала, сложа пальцы правой руки именно по-старому обряду. Для старообрядцев это было прекрасным поводом отстаивать свои позиции, и чтобы не смущать людей, крестящихся тремя перстами, тогдашний патриарх Иоаким решил проблему просто – лишил Анну официального статуса святой.

Но народная любовь оказалась сильнее, и в Кашине – городе, где последние годы своей жизни и жила Анна – подвижницу никогда не забывали. Повторно княгиню причислили к лику святых в 1908 году. Это, пожалуй, единственный случай двойной канонизации и позорной деканонизации в Русской Церкви. Но нужно сказать, произошло это не зря. Ибо где, как не у нас, Господь мог бы еще показать силу и особую роль женщины, которая может быть и нежной женой и прекрасной матерью и не менее ревностной служительницей Христовой. Анна – это идеал русской женщины, который всегда жил в народном сознании и во времена Московского царства, и в период империи, и уже в наши неспокойные годы.

Дни памяти – 25 июня — перенесение мощей, второе прославление; 3 августа — обретение мощей; 15 октября — преставление.

 

Молитва Преподобной Анне Кашинской

О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребывавши и не отступавши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.