О Крестопоклонной Неделе

Продолжается поприще Великого поста. Каждый постится в меру своих сил, посещает богослужения, приобщается Святых Христовых Таин. Уже прошла первая седмица Великого поста со своими особыми уставными службами, с особой концентрацией. В течение ее первых четырех дней мы слышали чтение Великого канона преподобного Андрея Критского. В конце первой седмицы мы отметили Торжество Православия – воспоминание о победе Церкви над иконоборчеством. Затем пролетела вторая седмица поста, завершившаяся воспоминанием святителя Григория Паламы, борца за учение о нетварном Фаворском Свете. Наступила третья седмица Великого поста, во время которой Церковь предлагала нам воспоминание о блудном сыне, а также готовила нас к третьему воскресению поста – Неделе Крестопоклонной (по-гречески: κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως).

 

Этот день, как говорит его именование, посвящен выносу и поклонению Честному Древу Креста Господня. Исторически на этот воскресный день с буднего дня была передвинута память перенесения части Креста Господня (его подножия) из Апамеи в Константинополь при императоре Юстине в VI веке. Подобным образом появились памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской в 4-ю и 5-ю Недели Великого поста соответственно.

 

Еще одним важным поводом для подобной памяти было то, что с этой недели в Константинополе начиналась активная подготовка оглашенных (готовящихся к принятию Крещения) к совершению этого Таинства в Великую субботу. В связи с этим изнесение для поклонения такой святыни было очень важным.

 

Кроме того, имеется и богословское объяснение установления особой 3-й недели Великого поста. Оно отражается в назначенном в этот день для чтения на утрене синаксаре. В данном случае взаимосвязь проводится между поклонением Кресту и серединой поста. Те, кто соблюдает пост, сравниваются с путниками, идущими по долгому пути, изможденными от него. И тут они находят тенистое дерево, под которым отдыхают, набираются сил, чтобы идти дальше. Крест Христов и является таким деревом.

 

Кроме того, цель Великого поста – прийти к Честному Кресту Христову и Воскресению. Поэтому здесь, на середине поста, нам напоминается стимул, цель, чтобы нам не ослабевать на дальнейшем постном поприще.

Основная тема всех богослужебных песнопений – тема Креста Господня и Воскресения (так как они неразрывно связаны, и без одного не будет и другого). Некоторые песнопения отсылают или обращаются непосредственно к Кресту как персонифицированному объекту, многие стихиры и тропари подчеркивают значение Креста как «древа нетления», украшения Церкви, как противопоставление древу познания добра и зла. Но есть и другая тема, которая присутствует в этот день, правда, отражается она только в одной стихире на утрене – тема мытаря и фарисея. В настоящее время это остаток того, что по древнему иерусалимскому циклу евангельских чтений в этот день читалась притча о мытаре и фарисее.

Некоторые стихиры взяты из службы праздника Воздвижения Господня, а некоторые являются уникальными. В приведенной ниже стихире «первозданная двоица» – Адам и Ева – призываются обнять Крест как древо, имеющее Плод бессмертия:

 

«Гряди, первозданная двоице, лика отпадшая горних, завистию человекоубийцы, горькою сластию древа, древле вкушением. Се всечестное воистинну Древо предгрядет, к немуже притекше радостию облобызайте, и возопийте к нему с верою: ты наше воззвание, Кресте всечестный, древо Богоблаженное, саде небесный, егоже плода причастившеся, нетление улучихом, Едема перваго приемше известно, и велию милость».

 

В переводе на русский язык:

 

«Иди, первозданных двоица, отпавшая от хора горних Сил по зависти человекоубийцы через вкушение в древности горького услаждения от древа. Вот воистину всесвященное Древо пред нами является! К нему прибегая, радостно его обнимите и возгласите к нему с верою: “Ты наша помощь, Крест всесвященный, древо богоблаженное, насаждение небесное! Твоего плода вкусив, мы бессмертия достигли, получив Эдем прежний непреложно и великую милость».

 

Перед началом богослужения Крест, украшенный зеленью и цветами, кладется на престол, перед ним зажигается светильник. Поэтому особенностью службы, которая бросается людям в глаза, является то, что священники не выходят на полиелей в центр храма, а стоят в это время в алтаре, там же читается и Евангелие.

Отдельный интерес представляет канон на утрене преподобного Феодора Студита. Ирмосы, которые задают стиль и мотив пения всего канона, преподобный Феодор взял из пасхального канона «Воскресения день». На практике они не поются, поэтому это не отражается визуально в службе. Однако стоит помнить об этом для понимания настроения этого великопостного воскресения.

Некоторые тропари канона также посвящены теме Воскресения Христова:

 

«Торжества день, востанием Христовым, смерть безвестна показася, жизни возсия заря, Адам востав ликует радостию, темже воскликнем, победную поюще».

 

В переводе на русский:

 

«Торжества день: воскресением Христовым смерть с наших глаз исчезла, воссияла жизни заря, Адам, восстав, ликует радостно; потому воскликнем, песнь победную воспевая».

 

В этом тропаре, как и в некоторых других песнопениях Великого поста, количество которых с этой недели будет увеличиваться, говорится о том, чего мы все ждем в конце оставшихся четырех недель – достигнуть Пасхи, Крест же своим сиянием предвещает зарю Воскресения Христова.

 

«Радуйся, требогатое древо и Божественное, Кресте, свете сущим во тьме, четвероконечный мир сиянием твоим, востания Христова проявлей зари, сподоби вся верныя достигнути Пасху».

 

В переводе на русский:

 

«Радуйся, Древо треблаженное и божественное, Крест, свет пребывающим во тьме, четырехконечный мiр, блеском Твоим предвещающий воскресения Христова сияние, удостой всех верных достигнуть Пасхи».

По 6-й песни читается особый кондак преподобного Романа Сладкопевца «Не ктому пламенное оружие». Первый икос содержит в себе особенность, которую мы увидим в дальнейшем в Лазареву субботу и на Страстной седмице, – речь от лица ада. То есть ад ужасается Креста, на котором висит Спаситель, и жалуется, что его внутренности и живот болят, что ему придется изрыгнуть Адама и других, которые из-за древа познания добра и зла попали к нему, а теперь другое Древо их вводит в рай:

 

«Три кресты водрузи на Голгофе Пилат, два разбойников, и един Жизнодавца. Егоже виде ад и рече сущим доле: о слуги мои, и силы моя! Кто водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаются изрыгати Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми: Древо бо сия вводит паки в рай».

 

В переводе на русский:

 

«Три креста водрузил на Голгофе Пилат: два – разбойникам и один – жизни Подателю. Его увидел ад и обратился к находившимся в преисподней: “О служители мои и воинства мои! Кто Он, вонзивший гвоздь в сердце мое? Деревянным копьем Он пронзил меня внезапно и скоро буду я расторгнут! Внутренности мои болят, чрево мое страдает, чувства мои дух мой томят, и понуждаем я извергнуть Адама и тех, кто от Адама, из-за древа преданных мне. Ведь это Древо их вводит снова в рай!”».

 

В конце канона читается светилен и крестобогородичен, в котором мы просим Богородицу достигнуть спасительных дней страданий Иисуса Христа и поклониться светлой и «мирорадостной» Господней Пасхе:

 

«Древу, на немже Всечистая, пречистеи длани о нас простре, пригвоздивыйся Сын Твой, ныне благочестно покланяющимся, даждь нам мир, и мироспасительныя всечестныя страсти предварити, и светлой мирорадостной господоименитой Пасце поклонитися, и светоносному дню».

 

В переводе на русский:

 

«Древу, на котором пречистые Свои длани за нас распростер пригвожденный на нем Сын Твой, Всечистая, ныне мы благоговейно поклоняемся. Даруй же нам мир и удостой достигнуть спасительных для мiра дней всесвященных страданий Христа и светлой и миру радостной Господней Пасхе поклониться и светоносному дню!»

 

После Великого славословия на центр храма износится Крест Господень, совершается поклонение ему и помазание елеем. При поклонении поются стихиры, какие поются и в праздник Воздвижения Господня. Основная же краткая стихира, которая поется во все праздники Креста, в том числе и в течение всей этой недели, очень хорошо передает взаимосвязь Креста и Воскресения:

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

 

На Литургии эта же стихира поется вместо Трисвятого. Читается Апостольское чтение из Послания к Евреям – Евр. 4: 14 – 5: 6, – в котором развивается образ Иисуса Христа как великого Первосвященника по чину Мелхиседека, который избирается и поставляется, чтобы приносить жертвы за грехи других людей. Евангельское чтение этого дня – Мк. 8: 34 – 9: 1 – говорит о том, что тот, кто хочет идти за Христом, должен взять Крест свой.

 

Вся следующая седмица до пятницы является своеобразным попразднством, поэтому также называется Крестопоклонной. Во время некоторых служб полагается поклонение Кресту, а в среду и пятницу на утрене читаются полные каноны Кресту, написанные преподобными Феофаном Начертанным и Иосифом Песнописцем.

 

Среда Крестопоклонной седмицы называется «средопостной», то есть половиной поста. Этот день, как и Преполовение Пятидесятницы, считается особенным. Этому посвящаются песнопения среды и других дней этой седмицы. В этот день обычно служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой начинают произносить ектению и читать молитву о готовящихся ко Святому Просвещению (на всех Преждеосвященных до Великой среды). Это и есть остаток того усиленного периода катехизации и подготовки оглашенных, которые хотели и которых допустили принять Крещение в Великую субботу (были и те, которые готовились к этому годами). Поэтому те, кто еще ждал своего времени Крещения, уходили, а над теми, кто уже перед этой Пасхой готовился креститься, совершалась дополнительная молитва.

 

Однако в этом году эта ектения и молитва будут произноситься только с пятницы, так как в среду мы совершаем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Накануне, 6 апреля, будет отдельно (на практике – утром) совершаться праздничная вечерня (иногда с Литургией Преждеосвященных Даров), а вечером всенощное бдение, состоящее из великого повечерия, литии и утрени. В сам день праздника на вечерне будет служиться полная Литургия святителя Иоанна Златоуста.

 

Автор статьи: Серафим Алпатов (Московский Сретенский монастырь)

 

При написании статьи использовались следующие материалы:

 

1. Крестопоклонная неделя // Православная энциклопедия. Т. 38. С. 609–611 // https://www.pravenc.ru/text/2459039.html

2. Дебольский Г.С., прот. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви // https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debolskij/dni-bogosluzhenija-pravoslavnoj-kafolicheskoj-vostochnoj-tserkvi-tom-2/.

3. Мансветов И.Д. О постах Православной Восточной Церкви. М., 1886.

4. Карабинов И. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. Гл. 3: Редакции и славянские переводы Постной Триоди. М.: Ихтиос, 2004.

5. Кашкин А. Литургика. Ч. 2: Постная и Цветная Триоди. Саратов, 2017.