Регент собора Анна Куба о подготовке к Рождеству

Рождество Христово - это величайший двунадесятый праздник. Событие пришествия в мир Спасителя настолько важно и велико, что Церковь начинает нас готовить к нему заранее, а именно - в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. В этот праздник мы слышим первые упоминания о грядущем в мир Спасителе. Так, в тропаре (краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника - прим. ред.) Введения мы слышим слова «в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает». Также на утрене этого дня хор впервые поет ирмосы (первые строфы в каждой из девяти песен канона, в которых прославляются священные события или лица - прим. ред.) Рождества Христова, начинающиеся словами «Христос рождается – славите! Христос с Небес – срящите (встречайте)! И в веселии воспойте людие, яко прославися». Поэтому смело можно сказать, что подготовка у нас, как и у всей Церкви, начинается с этого дня.

Готовимся к Рождеству Христову мы, певчие, и внешне, и внутренне. 

К внешней подготовке можно отнести выбор репертуара. Здесь стоит пояснить, что богослужебные тексты рождественской службы из года в год неизменны. Так, например, Ангельской песни, возвестившей пришествие в мир Спасителя («Слава в вышних Богу, и на земли мир») вот уже две тысячи лет, но существует огромное количество вариантов мелодий этого песнопения. В разные времена и века люди придумывали напевы, мотивы, на которые накладывались богослужебные тексты. За многовековую историю русского церковного пения накопилось бесчисленное множество вариантов, и из этого множества я, как регент (руководитель хора), выбираю на мой взгляд наиболее удачные. Это очень ответственный и важный этап подготовки, за который отвечает регент.

Далее следуют спевки с хором, на которых происходит разбор музыкального материала, разучивание новых песнопений, рождественских песен и колядок; оттачиваются музыкальные приемы и оттенки. Ведь сущность церковного пения в том и заключается, чтобы музыкальными средствами как можно полнее передать смысл исполняемых молитвословий и донести их до всех участвующих в богослужении. Ибо хор – это уста молящихся.

Все вышесказанное – это внешняя сторона подготовки, но намного важнее внутренняя подготовка. Каждый певчий должен лично осознать грядущее событие, глубоко его осмыслить, провести внутреннюю настройку души, ума и сердца. Потому что как инструмент без настройки не сможет играть благозвучно, так и певчий без внутренней работы души не сможет своим пением достучаться до сердец молящихся.

Святитель Григорий Нисский говорит по этому поводу следующие слова: «Бог повелевает, чтобы наша жизнь была псалмом. Человек уподобляется ангелам, а поскольку пение есть неотъемлемая часть ангельской природы, то и жизнь праведного человека становится пением».

Хочу пожелать всем нам эти святые дни больше петь! Ведь пение – это самое естественное прославление Творца . Хорошо бы было, если бы каждый знал и мог спеть тропарь и кондак Рождеству Христову. Но для тех, кому это трудно, есть более простые песнопения - те же народные рождественские колядки. Такие песни – это не просто фольклор, они выражают живую веру во Христа! Будем же и мы, подобно ангелам, нести эту весть всему миру своим пением, а ещё лучше - своими поступками и жизнью.

 

Автор текста: регент архиерейского хора Спасского собора Анна Куба.