ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО СПАСИТЕЛЯ АПОСТОЛУ ФОМЕ В ЛИТУРГИЧЕСКОМ ИЗОБРАЖЕНИИ

Господь наш Иисус Христос после своего славного воскресения на протяжении сорока дней являлся своим ученикам, беседовал с ними, говоря о Царствии Божием (Деян. 1:3).  Подобно сорокадневному пребыванию Христа на земле, ставшему для нас откровением Божественной славы, и Церковь в богослужениях семи недель по Пасхе торжественно воспевает Божественное Воскресение Спасителя. Каждое из воскресений до праздника Пятидесятницы посвящено определенным событиям из земной жизни Христа, которые непосредственно связаны с событиями Воскресения или хотя и произошли до Его страданий, но служили неопровержимыми доказательствами Его божественности и равенства с Богом Отцом. Поэтому эти недели называются неделями по Пасхе не только потому, что следуют за ней, но и по священным воспоминаниям в них, которые относятся к божественному прославлению Воскресшего, Вознесшегося и ниспославшего Святого Духа на своих учеников .

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАЗДНИКА

В ветхозаветной Церкви каждый праздник, совершавшийся в течение года, в зависимости от важности и торжественности, имел свое, так называемое, попразднство, обычно длящееся семь дней. Столько дней имели Пасха (Исх.12:16) и праздник Кущей (Лев. 23:36). Последний день праздника назывался великим (Ин. 7:37), он был особенно торжественным и как бы заменял собой сам праздник. Подобно этому происходит обновление праздников и в новозаветной Церкви, например праздники Рождества Христова и Богоявления. Праздник Воскресения Христова, является праздником праздников и поэтому он обновляется не ежегодно, а еженедельно. Отсюда и в первое воскресение после Пасхи, которое к тому же начинает богослужебный цикл всего года, в первый раз здесь обновляется память Воскресения Христова. Это обновление с апостольских времен принято воспоминать через каждые семь дней, то есть в каждый первый день недели. Так этот день получил название – неделя новая, то есть первая, – «день обновления», или просто «обновление» . В творениях святителя Григория Богослова день антипасхи уподобляется обновлению всего творения Божия. Воскресение Христово, которое произошло в первый день недели дает начало новому миру, обновленному, подобно тому, как Господь начал творить его в первый день недели. Днем обновления является именно Антипасха, потому что сам день Христова Воскресения является по слову святителя «пограничным между погребением и Воскресением», в оригинале – «μεθόριον τῆς ταφῆς καὶ τῆς ἀναστάσεως», этот день есть день «воспоминания спасения» «τὸ τῆς σωτηρίας γενέθλιον», день «чисто нового рождения» «καθαρῶς τῆς δευτέρας γενέσεως». Слово святителя Григория в византийских Типиконах стало одним из уставных чтений праздника. Внутреннее обновление, по слову святителя, должно стать приношением Богу от каждого человека . Но помимо того, что этот день является днем обновления, он же является и окончанием торжеств Светлой седмицы (с этого дня верующим уже разрешалось заниматься обыкновенными жизненными заботами, при том, что празднование пасхи продолжалось вплоть до отдания). Святые отцы с самого раннего периода составили особое богослужения для этого события и назвали его Антипасхою, с греческого ἀντίπασχα буквально – то, что вместо Пасхи . В Западной Церкви до сих используется еще одно древнее название этой недели. Оно происходит из благочестивого обычая, когда крещенных в великую субботу одевали в белую одежду, как образ младенческой чистоты во Христе, которую они носили на протяжении всей Светлой Седмицы. В день Антипасхи с них тожественно снимали эту одежду в церкви и полагали на особое место в притворе храма. От этого обычая сама неделя Антипасхи на Западе в IV веке называлась Dominica in Albis – «Воскресеньем в белых», а на Востоке «Новым Воскресеньем» или «Новою неделею», в знак того, что этим днем завершался праздник новокрещенных и начиналась их новая жизнь .

БОГОСЛОВИЕ ПРАЗДНИКА

Этот день также посвящен евангельскому событию, которое произошло как раз на восьмой день, когда Христос явился своим ученикам во второй раз, как описывает евангелист Иоанн Богослов – Он утвердил веру Апостола Фомы, который не присутствовал при первом явлении Христа и не поверил свидетельствам очевидцев Воскресшего учителя. От этого события и произошло другое, более распространенное в Православной Церкви название этой недели – неделя святого апостола Фомы, в простонародье - Фомина. Помимо того, что Спаситель во второй раз явился с целью уверить Своего ученика апостола Фому в действительности воскресения, это явление имеет еще и другое, более обширное значение. Своим явлением и позволением осязать свои пречистые язвы Господь окончательно убедил как своих последователей, так и неверующих язычников и иудеев не только в истинности своего воскресения, но и в том, что Он воскрес со своею Пречистою плотью, и что Он после своего воскресения из гроба имел не призрачную плоть, а ту самую, которую он воспринял от утробы Пресвятой Богородицы и с которой был пригвожден к кресту и на которой, и по воскресении даже, для уверения неверных, остались язвы от гвоздей . Эта истина очень важна для нашего искупления, так как с ее отвержением отвергается и наше спасение в лице Иисуса Христа. Так что можно даже сказать, что в неделю святого апостола Фомы, дерзновение которого уверило нас в воскресении нашего собственного естества, мы торжествует и свое воскресение из мертвых . Богослужебные песнопения недели Антипасхи составлены таким образом, что главной темой является воскресение, но в то же время внимание молящегося устремлено на частный предмет праздника – на уверение св. апостола Фомы и на те важные и спасительные истины, которые сообщены нам в его лице, и которые со своей стороны служат непрерывными свидетельствами славного воскресения. В церковном Уставе сказано: «в сей святой второй неделе Антипасхи не поются воскресная, но вся праздника» . В этот день опускаются практически все пасхальные песнопения: стихиры на стиховне, канон, светилен и т.д. Они не поются потому, что Церковь хочет сосредоточить внимание верующих на евангельском событии, которое и является подтверждением воскресения Христова, которое вероющие вспоминали в течении всей Светлой седмицы. Событие, которое воспоминается в этот день, совершилось уже после пасхальной недели, поэтому и ему нужно было посвятить особые песнопения, как очень важному и спасительному событию для всех, и оставить на некоторое время песнопения Пасхи, которые воспевают в основном события первого дня воскресения .

 

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ОБ УВЕРЕНИИ ФОМЫ

 

В Евангелии от Иоанна 20:19-21, читаемом на Литургии, как раз вспоминается явление воскресшего Господа ученикам и неверие Фомы, а также поучительно нам внушается, что «блаженны не видевшие и уверовавшие», и именно это евангельское повествование стало основой этого дня и всей последующей недели.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос явился ученикам через промежуток времени для того, чтобы за это время Фома сначала был наставлен своими братьями-Апостолами, чтобы он возгорелся желанием, или даже жаждой, увидеть своего Учителя. И когда душа горела от желания созерцать Спасителя, тогда, наконец, благовременно пришел Же­лаемый к желающему. Также в другом месте святитель говорит о том, что апостол Фома не верил, потому что не смог бы потом проповедовать это воскресение. Он должен был удостовериться, чтОбы потом через него удостоверились миллионы людей.

Архим. Киприан (Керн) замечает, что апостолу Фоме «неверующему» Церковь в своих песнопениях уделяет немалое молитвенное внимание, окрашивая его духовный облик оттенком особой любви и почитания, и как бы заботливо защищает и ограждает его память от возможных необоснованных упреков в скептицизме и маловерии, ведь эти упреки не верны. В евангельском повествовании апостол изображается как пытливый ученик с желанием разумной, обоснованной веры (Ин. 19, 5), как пылкое и горячее сердце (Ин. 11, 16 – поступок очень роднящий и приближающий апокалиптическую его веру с пылкой и горячей Петровой).

Григорий Двоеслов замечает, что неверие, а затем уверение Фомы произошло по Божественному повелению: «Ибо верховное милосердие дивным образом соделало то, чтобы этот сомневающийся ученик, осязая раны плоти в Своем Учителе, целил в нас раны неверия».

Поступок апостола Фомы после воскресения Христа не содержит скептицизма, а только подтверждает жажду разумного обоснования веры в нем, и поэтому Христос не отвергает его, а дает ему возможность исповедовать свою веру. Это кажущееся на первый взгляд, в сравнении с пылкой верой сингвинического Петра, сомнение и маловерие не является таким, а наоборот есть лишь тяготение к разумной и зрелой вере. Церковь не воспрещает, а наоборот поощряет такую разумнообоснованную веру, так как именно такая сознательная вера и есть основа богословствования. Церковь, наоборот, отмечает это особое гносеологическое значение Фоминой веры, ибо Фомино «неверие веру известную роди...».

 

Автор статьи: Диакон Петр Копач.