Службы Страстной седмицы

Последние дни перед Пасхой именуются Страстными или Великими. В этот период Церковь погружается в Евангелие и вспоминает последние дни пребывания Господа на земле.

В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж – целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Также и мы можем соотнести ее со своей душой - дала ли она плод за время Великого Поста, или существовала праздно?
В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. 

В Великий вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.

Великая среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром. Утром в последний раз читается молитва Ефрема Сирина. Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.

В Великий Четверг Церковь вспоминает установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечере – последней трапезе Спасителя со учениками. Поэтому вечером в среду совершается большая общая исповедь, так как в Великий Четверг все православные причащаются святых Христовых таин.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям. В ХХ веке в Русской Церкви обряд не совершался. Был восстановлен только в 2009 году Патриархом Кириллом. Архиепископ Феофилакт совершает в Спасском соборе этот чин каждый год.

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы – одна из самых длинных и красивых служб в году, известная под названием «Двенадцать Евангелий». На ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во Гроб.

 Стоит отметить, что существует народный обычай в Великий Четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца, но лучше это сделать заранее. Между двумя службами, даже если вам удастся на этот день отпроситься с работы, лучше помолиться и отдохнуть. Пропускать же службы главных дней Страстной седмицы ради предпраздничной суеты совершенно недопустимо!

День Великой пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня (в соборе - в 15:00) совершается вечерня с Выносом Плащаницы. 
Этот день скорбный и строго постный.

Вечером пятницы в храмах совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы – долгая и светлая служба, вокруг богато украшенной белыми цветами Плащаницы. В самом воздухе уже ощущается приближение Пасхи.

Литургия Великой Субботы – долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из фиолетовых постных в белые праздничные одеяния.
Эта служба призывает к молчанию и покою, ибо эта суббота – и есть день покоя, когда Сам Господь почил. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть».

После Литургии начинается освящение куличей, яиц и пасок – обычно во дворе. Принято не только освящать яства для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

В Великую субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.
А пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона «Плач Пресвятой Богородицы», после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения.