Престольный праздник кафедрального собора отметили в неделю о Расслабленном

4-я неделя по Пасхе посвящена событию описанному в Евангелии (Ин. 5:1-15), в котором Христос исцеляет расслабленного у Овчей купели. В песнопениях этого дня воспевается человеколюбие и благодатная животворящая сила Христа. 

 

«Рукою пречистой Создавший человека, пришел Ты, милосердный Христе, болящих исцелить. Расслабленного при Овечьей купальне Ты словом Своим воздвиг, и болезнь кровоточивой излечил, дочь хананеянки страждущую помиловал, и прошения сотника не презрел. Потому мы возглашаем: «Всесильный Господи, слава Тебе!»

В стихирах расслабленный сравнивается с мертвецом, а его постель с гробом, что тоже отсылает нас к теме воскресения. 

«Не погребенный мертвец – расслабленный, увидев Тебя, воззвал: «Помилуй меня, Господи, ибо ложе мое гробом мне сделалось. Зачем мне прибыль житейская? Не нужна мне Овечья купальня: ибо нет у меня никого, кто бы вверг меня в нее по возмущении вод. Но к Тебе прихожу, источнику исцелений, чтобы и я со всеми мог возглашать: «Всесильный Господи, слава Тебе!»

Святая Церковь прекрасно здесь изображает встречу Искупительной любви с немощью человека. Больной говорит: «Человека не имею, который бы помог мне». Милосердный Спаситель отвечает ему: «Я для тебя сделался человеком, для тебя облеклся в плоть, а ты говоришь: человека не имею. Возьми одр твой и ходи".

В Евангелии говорится, что «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду» (Ин. 5, 4) и что народ веровал в действительность такого чуда. Церковь же даже более определенно выражает это верование, свидетельствуя, что там действительно действовала сверхъестественная сила Божия. Так, в каноне этой недели она обращается с молитвенными песнями к архистратигу Михаилу, что свидетельствует о том, что она или Ему самому приписывает благодатное посещение купальни, или же этим выражает ему свою признательность за это, как начальнику бесплотных сил небесных.

В исцелении расслабленного Святая Церковь видит изображение обновления жизни всего человечества через воскресение Христово: «Христос от мертвых воста, начаток усопших, перворожден твари, и содетель всех бывших, истлевшее естество рода нашего в себе самом обнови..., «днесь бо смерть и ад пленися, род же человеческий в нетление облечеся, «падшыя человеки воскресити хотя, на земли яко человек обхождал еси исцеляя всех недуги».

Евангельское чудо над расслабленным, приводит нас к мысли о воскресении, а Апостольское чтение этого дня представляет нам пример и того, и другого вместе. В нем повествуется, как апостол Петр также исцелил в Лидде расслабленного, а потом в Иоппии воскресил умершую ученицу по имени Тавифа (Деян. 9: 32-42). Этим показывается, что и после Смерти и Воскресения Христа Его именем исцеляют и воскрешают Апостолы.

В честь этого события и освящен кафедральный собор епархии. Богослужения праздника возглавил настоятель собора иерей Дмитрий Мовчанов. Ему сослужили иерей Владимир Зегнун, Протодиакон Дмитрий Куба и диакон Петр Копач. По окочании Божественной Литургии был совершен праздничный крестный ход. Все богослужение транслировалось на instagram канал собора.