Неделя о Самаряныне

  Предмет и содержание богослужений 5-ой недели по Пасхе

В пятую неделю после Пасхи воспоминается беседа Иисуса Христа с самарянкой, поэтому и черты этой беседы, которая является предметом Евангельского чтения, воспоминаются в песнопениях этого дня. Святая Церковь призывает небо радоваться и землю веселиться, что Христос, избавив от истления все человечество Своею смертию, и самарянке подает источник исцеления, как один бессмертный. Евангельское повествование, на котором строится все богослужение 5-й недели, содержит в себе очень много тем, и не случайно именно оно вспоминается в середине Пятидесятницы. Христос говорит самарянке о живой воде, которую Он даст. Эта вода –  есть святой Дух и освящаемые им Тело и Кровь Христовы, принимая которые, мы становимся частью самого Бога. Он говорит о том, что уже совсем скоро придет время, когда Богу будут покланяться не в определенном месте, но в духе и истине (Ин. 4:21, 23). Святитель Иоанн Златоуст называет самарянку Апостолом, потому что она побежала и рассказала всем о Христе, и, по ее словам, многие уверовали в Него. «Она не видела Его воскресшим из мертвых, не видела, как Лазаря четверодневного возгласил Он из гроба, не видела его победы над смертью, не видела моря, укрощаемого словом, не видела, как создавший Адама брением восполнял недостаток творения у слепого, – и проповедовала о Том, Кто в раю словом творил из глины». И еще, Господь никому до этого не говорил, что Он есть Христос-Мессия. 

В каноне на утрени Господь изображается как источник истинной, благодатной жизни: 

 «Покрывающий водами горние чертоги, Ты, Господи, Вода жизни, подал Свои священные потоки о том просившей самарянке, познавшей милосердие Твое»

«Ты (Господи,) – жизнь и источник бессмертия, сел при источнике, милосердный, и Твоих премудрых вод исполнил самарянку, о том просившую и воспевавшую Тебя.»

«Господи, поток жизни изобильный, и бездна милости, Благой! Путешествуя, сидишь Ты близ колодца клятвы и взываешь самарянке: «Дай Мне воды напиться, чтобы получить тебе струи прощения!»

Апостольское чтение на Литургии, сообразно периоду пятидесятницы, возвещает Славу Воскресшего и могущественное действие Слова Божия на человеческие сердца и умножение христианской Церкви в Антиохии (Деян. 11:19-26, 29-30). В Евангельском чтении благовествуется изложенное в беседе с самарянкой учение Спасителя о поклонении Богу духом и истиною (Ин. 4:5-42). 

Богослужебной особенностью недели о самарянке является соединение воскресной службы с праздником преполовения Пятидесятницы. Приоритет отдается этому празднику. Так стихиры преполовению ставятся сразу за воскресными, так же, как и канон св. Андрея Критского Преполовению поется первым, а затем Самарянке.

Интересно, что служба Самаряныне поется 4 дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник и во вторник службы Преполовению, в среду отдание праздника Преполовения.